- ГЛАМУРНЫЙ ФАШИЗМ
- — феномен эстетизации практики и символики национал-социалистов.
Термин «гламурный фашизм» впервые зафиксирован в «живом журнале» сетевого писателя-экстремиста Пана Шляхтича, сам феномен — в одноименном сборнике (М.: Европа, 2006. Сост. Данилин П.). Сборник «Гламурный фашизм», приводящий высказывания российских публицистов и политиков экстремистских и русофобских взглядов, наглядно демонстрирует, что современный экстремизм — во многом феномен не столько идеологический, сколько эстетический, а экспансия его идет не через идеи, а через стиль. Реципиентом же «гламурно-фашистского» стиля являются представители поколения, воспитанного на ярких картинках, т. н. богема, «тусовщики», чей образ жизни — бесконечные развлечения, безделье и трата денег, а в какой-то степени — и маргинальная молодежь, исповедующая культ силы и стремящаяся любой ценой вырваться из подвалов на улицы (см. Скинхеды). Роль эстетической составляющей фашизма раскрыл в свое время немецкий философ В. Беньямин (1892–1940), определявший суть фашизма в замене политики эстетикой.
В России фашизм начал эстетизироваться и романтизироваться в 1970-х гг. членами т. н. «Южинского кружка» (В. Головин, Ю. Мамлеев, Г. Джемаль и др.), исповедовавшими оккультизм и традиционализм и исследовавшими магическую природу фашизма.
Долгое время активным участником кружка был А. Дугин, один из создателей, наряду с Э. Лимоновым, Национал-большевистской партии (см. Нацболы), не скрывавшей своей симпатии к фашистским атрибутике и идеологии. Сам лидер НБП Э. Лимонов, в частности, заявлял: «Все поступки Гитлера и вся его политическая жизнь — это поступки и жизнь художника, артиста, и мстить ему, делая из него узколобого ефрейтора — несправедливо»; «Он поднял нацию, стоявшую на коленях, а ко всему остальному я отношусь совершенно свободно».
Романтизации фашизма способствовали и публичные высказывания андеграундного композитора С. Курехина (например, интервью в 1996 г. журналу «Элементы»): «Если вы романтик — вы фашист»). Несколько позже началась «гламурная» пропаганда фашистской символики через глянцевые СМИ, интернет и светскую «тусовку» — фашистских убийц и садистов стали представлять «героями», «сверхлюдьми», яркими, мужественными красавцами, мучительно отдававшими жизнь за идею, а нацистская атрибутика предстала как элемент модного «стайла».
Использование в одежде и речи символики фашистов «светскими персонажами» имеет целью провокацию, скандал, а в конечном итоге — неослабевающее внимание прессы.
Существует точка зрения, согласно которой гламур вообще как таковой есть фашизм, т. к. выставление моделей и богатых прожигателей жизни в качестве образцов для подражания выступает как косвенное объявление всех остальных неполноценными, что очень напоминает фашистские рассуждения о правильных и неправильных черепах, об арийцах и унтерменшах.
Феномен «гламурного фашизма» демонстрирует, с помощью каких средств радикалы ведут сегодня борьбу за симпатии людей. По словам современного российского публициста, члена Общественной палаты А. Чадаева, у нынешних ультраправых нет «прорывных идей, которые захватывают умы», зато есть «очень яркие механизмы и способы репрезентации себя», в т. ч. «гламурный фашизм».
Между тем, эстетизация фашизма является первой ступенью, непосредственно ведущей к чудовищной преступной практике массовых убийств.
Все начинается с разделения на «модных», «крутых», «продвинутых», «гламурных», «бунтарей и оригиналов» и тех, кто является, по их мнению, «быдлом», «серой массой», «людьми второго сорта». Так, собственно, национал-социализм выделял «истинных арийцев», которые вели к «прогрессу» человеческую культуру в течение истории, и «отсталые народы», по отношению к которым сверхчеловеки могли вести себя так же, как люди ведут себя по отношению к животным. Их можно эксплуатировать, подвергать медицинским экспериментам, обманывать, убивать, из них можно делать мыло, костную муку, шить из кожи изделия, что и делалось в Освенциме, Дахау и других концлагерях в промышленном масштабе.
Все эти чудовищные преступления мир впервые увидел на Нюрнбергском процессе.
Не случайно современные «гламурные фашисты» испытывают такое же презрение и ненависть к русским, как Геббельс и Гиммлер. Цитаты из статей Э. Лимонова, И. Кормильцева и других о «русской сволочи», которую надо «пустить под нож», не только совпадают с высказываниями лидеров Третьего рейха, но и, по сути, оправдывают практику национал-социализма в стране, где было жестоко уничтожено около 15 млн мирных жителей.
Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.